Поиск

Вход на сайт

Календарь

«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Наш опрос

Ум и хитрость → Является ли хитрость признаком ума?
Всего ответов: 5

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

  Родительское собрание (11.10.16.)
 «Роль семьи в формировании позитивной самооценки школьника»

Цели:
1)    ознакомить родителей с научно обоснованными подходами к решению проблемы формирования у детей положительной адекватной оценки;
2)    нацелить родителей на создание в семьях условий, способствующих развитию положительной самооценки;
Участники: родители учащихся 10 класса, классный руководитель Манаенкова Г.И., старшая вожатая  Космынина Эльвира Ивановна
Подготовка: 
1)    Во время классного часа учащиеся заполняют анкету «События в жизни десятиклассника» и выполняют задание «Моё место и роль в классе»
2)    Приглашается старший вожатый для участия в собрании и выступления на нём по обсуждаемой проблеме
3)    Готовятся листочки для анкетирования родителей
Оформление, оборудование и инвентарь: на классной доске пишется тема В.Г. Белинского: «На родителях на одних родителях  лежит священнейшая обязанность сделать детей своих человеками, обязанность учебных заведений – сделать их учёными, гражданами, членами государства на всех его ступенях. Но кто не сделался, прежде всего человеком, тот плохой гражданин. Хорошие дети - хорошая наша старость. Так думайте о будущем, а будущее – это наши дети».
Ход собрания.

Классный руководитель.
1.    Вступительное слово  о теме родительского собрания, об актуальности, рассматриваемой на нём проблемы, о написанных на доске словах Белинского, как эпиграфе к коллективному обсуждению данной проблемы.
2.    Выступление старшей вожатой по теме «Основные проблемы формирования у детей положительной адекватной самооценки»
              Образ собственного «Я» у каждого человека выступает как   установка по отношению к самому себе, представляя систему представлений о    себе. По своей сути это самосознание. Оно складывается из сознания своих физических, интеллектуальных, нравственных качеств и их самооценки. 
               Ребёнку необходимо иметь положительные представления о себе, что является непременным условием счастья, способности к адаптации в изменяющихся социальных условиях. Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. Ситуация экзамена для таких детей оказывается просто непереносимой. Формирование у подростков низкой самооценки может быть двух типов.
Первый тип. Характерно неверие в свои силы, невысокое представление о себе, с которым ребёнок смирился. Всё это складывается тогда, когда родители постоянно указывают на недостатки, устанавливают жестокие требования. Все успехи ребёнка объясняют случайностью, а неудачи – неумелостью, неловкостью, глупостью. В результате складывается низкая самооценка.
Второй тип. Родители имеют высокие притязания, предъявляют много требований, не веря в успех их выполнения. Такие дети тянутся к лидеру, но эта дружба лишь закрепляет низкую самооценку, лишая удовольствия общения со сверстниками. Низкая самооценка в подростковом и юношеском возрасте проявляется  
- в высказываниях о себе: «У меня это никогда не получится».
- в упадническом настроении: «Зачем волноваться, шансов на победу всё равно нет».
- в нежелании признать свою вину: «Я не виноват, что…»
- в отрицательном отношении к школе и учителям: «Учителя меня не любят»
- в низкой мотивации, в отказе от попыток добиться какого-либо успеха: «Меня это не интересует»
- в повышенной чувствительности к критике: «Все против меня»
                Между тем идёт непрерывный процесс психического развития, и поскольку каждый человек обладает потребностью в самосохранении, защите и улучшении своей Я – концепции, то мы должны создавать условия для подкрепления соответствующие поведению. Факторами, определяющими положительную Я – концепцию, являются
- во-первых, убеждённость в импонировании другим людям;
- во-вторых, уверенность в способности к тому или иному виду деятельности;
- в-третьих, чувство собственной значимости.
Причём оценка должна быть адекватной.
               Условием правильной самооценки является наличие свободы. Свобода всякого человека заключается в том, чтобы не испытывать диктат власти над собой других людей, а самому определять цели своей жизнедеятельности и способы их достижения. Но под видом самоопределения могут скрываться гримасы свободы, её противоположности, извращающие представления личности о себе. Имеются в виду наркоманы, алкоголики – люди безвольные, плывущие по течению в поисках лёгкой жизни. Иной вариант – конформизм, стремление стать похожим на всех или на большинство. Проявляется в погоне за модой, особенно в одежде – быть как все, не отказаться от толпы. При этом юноша или девушка вполне довольны собой.
Родители, как самые близкие для своего ребёнка, могут влиять на формирование его положительной  Я – концепции. В семейном сообществе и ученическом коллективе каждый воспитанник должен стоять в центре внимания. Тогда у каждого растущего человека может сформироваться чувство собственной значимости, которое является основой для становления и развития положительных представлений о себе.
     3. Сообщение классного руководителя.

                Незадолго до родительского собрания мы провели в классе небольшое исследование. Сначала я предложила ученикам оценить уровень сформированности их классного коллектива. Для этого использовалась несложная методика известного психолога А.Н. Лутошкина. Автор этой методики доказал, что детский коллектив проходит в своём развитии пять стадий, который назвал следующим образом:
                1 стадия – «Песчаная россыпь»
                2 стадия – «Мягкая глина»
                3 стадия – «Мерцающий маяк»
                4 стадия – «Алый парус»
                5 стадия – «Горящий факел»
             Чем больше стадий проходит в своём развитии коллектив, тем выше уровень его сформированности. Оказалось, что в настоящее время коллектив класса находится на третьем стадии развития, что свидетельствует о недостаточном  уровне его сформированности. Хочется верить, что к концу учебного года они всё-таки дойдут до четвёртой стадии развития, и в этом , конечно же, мы должны с вами им помочь.
             Затем ребята выполняли задание «Моё место и роль в классе». Если кто-то их родителей пожелает узнать о месте и роли своего ребёнка в классе, то мы готовы вам предоставить  такую информацию после окончания родительского собрания.
              А ещё ребятам предлагалось составить на листочках перечень радостных воспоминаний. Оказалось, что радостных воспоминаний у наших детей гораздо больше, и это позволяет констатировать наличие у них благоприятного «социального багажа» 
 4. Выполнение задания родителям.                                                                    
              Папам и мамам раздаются листочки с изображённой  в центре фигурой мальчика или девочки. На этих листочках им предлагается записать качества личности их ребёнка, слева – положительные, справа – те, которые, по вашему мнению, ему желательно приобрести.
              После выполнения задания следуют выступления родителей (по их желанию) и комментария классного руководителя и старшей вожатой.
5. Заключительное слово классного руководителя о планируемых на ближайший период делах классного коллектива, возможных формах и способах участия родителей в них.
Решение собрания

1.    Содействовать формированию у детей положительной адекватной самооценки, способности обстоятельно анализировать и правильно оценивать свои действия и поступки.
2.    В жизнедеятельности классного коллектива и семейных сообществ всячески поддерживать процесс становления и проявления неповторимой индивидуальности личности ребёнка, его социально полезные устремления и начинания.
3.    Провести в классе тренинги учащихся по проблемам самопознания и самовоспитания.

Литература
1.    Лузина Л. Лекции по теории воспитания. Псков, 1995г.
2.    Рыбакова Н.А. Путеводитель профессионального саморазвития. Псков, 1998г.
3.    Учителям и родителям о психологии школьника Под ред. Аркелова Г.Г. М., 2009г.